среда, 7 декабря 2011 г.

Мегалитические красоты megaliths

ВОт такой мегалитический комплекс на берегу моря
Сначала мнение ученых:
Закономерности в формировании таинственной "Дороги гигантов" (Giant's Causeway), интригующей достопримечательности северной Ирландии, раскрыли исследователи из университета Торонто (University of Toronto).

Шестигранные каменные колонны, формирующие Дорогу гигантов, пожалуй, самый известный пример необычной на вид структуры, порождённой остывшей лавой. Хотя очень похожие образования есть и в других частях Света. При этом подобные колонны значительно разнятся в размерах (от сантиметров до метров в поперечнике) и иногда отличаются числом граней. Канадские физики решили найти закономерности в строении таких систем.

Крупный план Дороги гигантов показывает правильные
Крупный план Дороги гигантов показывает правильные "ячейки" из базальта (фото University of Toronto).

Для начала учёные побывали на Дороге гигантов и в ряде других мест с похожим пейзажем, и тщательно измерили геометрические параметры многоугольников. А затем они решили: коль скоро данный процесс растрескивания остывающей лавы по физике схож с растрескиванием высыхающей земли, или краски и с несколькими другими аналогичными процессами, происходившее некогда на Дороге гигантов можно попробовать воcпроизвести в лаборатории.

Легенда гласит, что эту "дорогу" построил герой Финн Мак Кумал. Конечно, геофизикам давным-давно известно, что на деле перед нами следы работы древнего вулкана. Но всё же детали этого процесса были не до конца ясны (code poet/flickr.com).

Для этого экспериментаторы запаслись нагревательной лампой, ёмкостью с водой и кукурузным крахмалом. При нагреве и высыхании эта смесь формирует трещины и длинные колонны, напоминающие обликом столбы Дороги гигантов.

Варьируя режим нагрева и высыхания крахмала, учёные получили зависимость, распространённую ими и на связь размера базальтовых столбов со скоростью охлаждения лавы, которую затем проверили по данным "с мест".

Общая закономерность, говорят учёные из Торонто, такова: чем медленнее остывает лава, тем крупнее получаются столбы.

Авторы исследования (его детали можно найти в пресс-релизе университета) утверждают, что найденный ими коэффициент, связывающий скорость остывания (или высыхания) позволяет предсказывать размер ячеек и в других похожих процессах, вроде высыхания корки грязи или растрескивания слоя вечной мерзлоты.


gc2 (700x453, 71Kb)
gc1 (460x700, 83Kb)
Дорога гигантов уходит в море
Теперь то что говорит народ
Два гиганта собирались сразиться между собой и один (Финн Мак Кумал) стал строить мост до Шотландии, забивая огромные колонны, но устав он уснул.
В то время его противник (Голл) уже оказался у берегов Ирландии. Жена Финна хитростью посеяла страх в Голле и он убежал по мосту, разрушая его.













Шотландия. Колончатые базальты. Остров Стаффа.


Колоночные Базальты - горные формирования, происходящие из быстрого охлаждения потока лавы. Переломы формируются в случайной сотовой связи (подобный пузырям мыла, органическим клеткам, и т.д.), и среднее распределение сторон равняется шести, давая шестиугольные структуры жутко похожие на искусственные ...
Стаффа - шотландский остров.
Его называют ещё - островом столба. Викинги дали этому это имя, поскольку его колоночный базальт напомнил им об их зданиях, которые были построены из вертикально из дерева.
Остров необитаем почти три столетия. Известным стал в конце восемнадцатого столетия после посещения сэром Джозефом. Он и его попутчики расхваливали естественную красоту колонок базальта и главной морской пещеры острова. Их посещение продолжилось потом прибытием других видных лиц в течение следующих двух столетий, включая Королеву Викторию Жюль Верна и Феликса Мендельсона. Увертюра Гебридов последнего принесла дальнейшую известность к острову.Мендельсон был вдохновлен звуком волн и отзвуками пещеры.


Остров из стержней (17 фотографий), photo:1


Остров из стержней (17 фотографий), photo:2


Остров из стержней (17 фотографий), photo:3


Остров из стержней (17 фотографий), photo:4


Остров из стержней (17 фотографий), photo:5


Остров из стержней (17 фотографий), photo:6


Остров из стержней (17 фотографий), photo:7


Остров из стержней (17 фотографий), photo:8


Остров из стержней (17 фотографий), photo:9


Остров из стержней (17 фотографий), photo:10


Остров из стержней (17 фотографий), photo:11


Остров из стержней (17 фотографий), photo:12


Остров из стержней (17 фотографий), photo:13


Остров из стержней (17 фотографий), photo:14


Остров из стержней (17 фотографий), photo:15


Остров из стержней (17 фотографий), photo:16


Остров из стержней (17 фотографий), photo:17

Архитектура Древнего Рима Architecture of Ancient Rome

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы.
Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.
Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.

Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.
Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.

Скульптура Древнего Рима

В области монументальной скульптуры древние римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали новый бытовой и исторический рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.
Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он сложился с начала I в. до н. э. Римляне по-новому понимали этот жанр: в отличие от греческих скульпторов они пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.
Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи — памятники выдающимся личностям. В честь памятных событий устанавливались триумфальные сооружения — арки и колонны.

Римская гранитная колонна в египецких карьерах. Желтое пятно справа — натуральный человек в полную величину.